воскресенье, 2 июля 2017 г.

Автоматизация выписки рецептов





В ХМАО-Югре все медицинские учреждения функционируют в рамках единого информационного пространства На сегодняшний день к защищенной корпоративной сети передачи данных подключены все 98 медицинских организаций автономного округа и 136 территориально удаленных подразделений. В настоящее время завершается работа по реализации единого информационного пространства по обмену данными о пациентах, что позволит любой медицинской организации для обеспечения лечебного процесса получить полную медкарту каждого югорчанина. В дополнение к уже имеющемуся функционалу разрабатывается возможность оперативного получения в личном кабинете удаленных медицинских консультаций. Подробнее: http://www. mngz. ru/ 03.03.2016


Поздравляем с праздником 8 Марта! Милые Дамы! От всей души поздравляем вас с прекрасным женским праздником, с 8 Марта! Желаем в этот день много цветов, подарков, внимания и любви родных и близких. Пусть этот день будет солнечным и радостным, придет ощущение весны и начала чего-то нового и светлого. 08.02.2016


Фонд социального страхования проводит апробацию сервиса «Электронный больничный» Начиная с 2014, в 14 пилотных регионах проекта «Прямые выплаты», Фонд социального страхования проводит апробацию сервиса «Электронный больничный». Экспериментальное тестирование проводится на сотрудниках медучреждений. За время действия эксперимента 2,5 тыс. врачей из 115 медицинских учреждений оформили более 220 тыс. электронных листков нетрудоспособности. 08.02.2016


МГФОМС запустил экспертную информационную систему скрининга медицинских назначений Московский городской фонд обязательного медицинского страхования обеспечил всех врачей-экспертов, включенных в Реестр экспертов качества медицинской помощи Москвы, системой скрининга лекарственных назначений. 28.01.2016


С 2016 года «ИТМ» будет проходить в формате Международного конгресса Начиная с 2016 года привычный всем осенний комплекс мероприятий будет проходить под единым названием: «Международный конгресс «Информационные технологии в медицине» (International Congress «Information technologies in medicine», ITMcongress. ru).



Программа полной компьютеризации системы лекарственного обеспечения льготных категорий граждан «Рецепт®»


Рецепт» помогает системе здравоохранения региона вести эффективное управление процессами, возникающими в ходе реализации федеральной (ОНЛС) и региональными программами обеспечения необходимыми лекарственными средствами льготных категорий граждан.


1. Основные цели и структура разработки



  • Обеспечение лекарственными средствами льготных категорий населения (федерального и регионального уровня)

  • Оперативное управление товарно-денежными потоками

  • Обеспечение персонифицированного учета и контроля расходования финансовых средств и лекарственных средств

  • Эффективное распределение и использование финансовых средств

  • Оперативный обмен данными между участниками системы

  • Анализ работы в регионе и принятие эффективных управленческих решений на региональном уровне



  • Эффективное обеспечение пациентов (федеральных и региональных) лекарственными средствами

  • Эффективное использование трудовых ресурсов

  • Эффективное использование финансовых (бюджетных) средств за счет:

    • сокращения временных затрат на оборот ЛС, выписку рецепта, отпуск ЛС

    • исключения выписки рецептов пациентам, не состоящим на учете в Регистре льготников, технических дефектов оформления рецепта

    • исключения выписки одному больному большого количества медикаментов, дублирования выписки одних медикаментов разными специалистами



  • Прозрачность финансирования и расходования бюджетных средств

  • Контроль использования финансовых (бюджетных) средств:

    • сравнение планируемых и фактических расходов

    • анализ тенденций развития и причин отклонений плановых и фактических показателей



  • Планирование на следующий период:

    • финансовых средств с учетом структуры расходов (органы здравоохранения)

    • закупок медикаментов в натуральном выражении (для ФО)



  • Принятие управленческих решений:

    • по перераспределению финансовых средств

    • по изменению тарифных соглашений

    • по изменению стандартов лечения

    • по изменению Перечня лекарственных средств (льготного)

    • оперативное получение отчетности (финансовой, аналитической)




3. «Рецепт» предназначен для создания единой информационной среды, объединяющей все этапы организации работы в льготных программах. Для этого в единой системе организованы:



  • Автоматизированный блок «Врач». Первоначальная выписка рецептов.

  • Автоматизированный блок «Фармацевт». Отпуск лекарственных средств по рецептам.

  • Автоматизированный блок «Оптовый склад». Полный товарный учет ЛС на складе поставщика и в сети.

  • Автоматизированный блок «Центр обработки данных». Автоматизированный сбор всей информации с ЛПУ, пунктов отпуска (аптек). Проверка данных и составление полной отчетности для органа здравоохранения региона.

  • Автоматизированный блок «Бухгалтер». Составление бухгалтерской отчетности, как внутренней - для целей поставщика, так и внешней - для контролирующих органов.

  • Автоматизированный блок «Орган здравоохранения». Информационный блок по всем выписанным и отпущенным рецептам региона с соответствующей отчетностью для органа здравоохранения региона.


Все основные информационных потоки осуществляются через блок «Центр обработки данных», который организуется поставщиком на территории региона.


4. Поставщик самостоятельно, силами штатных специалистов:


5. На всех этапах системы унифицированы и автоматизированы все информационные потоки, которые осуществляются через FTP сервер Центра обработки данных:


Разработка «Рецепт» позволяет в единой информационной базе вести федеральную, региональную и любую целевую программу по отдельным нозологиям. Реализованы механизмы для получения как консолидированных отчетов в любых аналитических разрезах, так и по каждой из программ отдельно.


6. Блок «Врач»


Внешняя экранная форма рецепта:


7. Заполнение рецептов


1. Существует дополнительный сервис для ускорения заполнения рецепта:



  • при заполненных константах автоматически подставляется источник финансирования, ЛПУ, врач и т. п.

  • лекарственное средство возможно занести несколькими способами: выбрав из справочника МНН с заполнением всех последующих полей (лек. форма, дозировка и проч.) или сразу выбрать из справочника торговых наименований ( в этом случае все возможные поля заполнятся автоматически)

  • ведется автоматическая нумерация рецептов в пределах выделенного диапазона номеров

  • автоматически формируется штрих-код

  • заполненную печатную форму рецепта предварительно (при необходимости) можно просмотреть на экране


2. Оригинал рецепта возможно распечатать только один раз. Далее возможна печать только копий документа.


3. Выписка рецептов возможна с учетом остатков ЛС в сети. Товарные остатки врач может видеть в разрезе всей сети или по каждому пункту отпуска отдельно с различной сортировкой (по МНН или по фармгруппе и т. п.)


4. Программа позволяет ввести любые стандарты лечения. Врач имеет возможность после постановки диагноза автоматически выбрать в программе весь перечень препаратов для лечения данного заболевания. Таким оброазом установлена связь перечня заболеваний по МКБ-10 и стандартов лечения.


5. Данный блок полностью адаптируется к уже имеющимся программным продуктам, используемых ЛПУ. Он позволяет автоматически вводить любую информацию из своей базы данных в электронную карточку истории болезни пациента.



  • Врач имеет возможность создать любой аналитический отчет в данной программе за любой период времени

  • по нозологиям ( какие заболевания, как часто болеют, в какой период времени, какие группы населения, какие препараты были использованы для лечения и т. д.)

  • по конкретному пациенту ( чем болел, когда, частота обращения, что выписывалось и т. д.)

  • по лекарственному средству ( кому назначалось, как часто, в какие периоды времени, по каким заболеваниям)

  • программа позволяет в случае необходимости сформировать отчет по любому информационному полю, имеющемуся в бланке рецепта.


8. Таблица остатков товара:


9. Блок «Фармацевт»


Внешняя экранная форма рецепта


10. Обработка рецептов


1. Существует дополнительный сервис для ускорения заполнения рецепта:



В Омской области для автоматизации процесса выписки рецептов на лекарственные препараты разработан и внедрен программный комплекс «Электронный рецепт»


05.11.2013 Comments are closed.


Со 2 полугодия 2013 года нормативными документами Министерства здравоохранения Российской Федерации внесены существенные изменения в порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, в том числе разрешено оформление рецептурных бланков с использованием компьютерных технологий.


В настоящее время на территории Омской области Министерством здравоохранения Омской области совместно со специалистами Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Медицинский информационно-аналитический центр» для автоматизации процесса выписки рецептов на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения на бланках всех учетных форм разработан и внедрен программный комплекс «Электронный рецепт». Основные принципы программного комплекса: универсальность, простота в применении и возможность наращивания функциональных возможностей.


На сегодняшний день в программном комплексе работают более 3 тысяч врачей 83 медицинских организаций города Омска и Омской области.


Посредством программного комплекса «Электронный рецепт» за 2013 год выписано более 1 миллиона рецептов на лекарственные препараты для льготных категорий граждан, а также за полную стоимость. Имеющиеся в программном комплексе механизмы ускорения процесса выписки рецептов позволяют ежесуточно выписывать до 20 тысяч рецептов.


В июле 2013 года программный комплекс дополнен модулем выписки платных рецептов, который в соответствии с изменениями законодательства позволяет осуществлять выписку рецептов по международному непатентованному наименованию. Кроме того, комплекс можно использовать в качестве справочного пособия для врачей по поиску международного непатентованного наименования по торговому наименованию лекарственного препарата с целью перевода МНН на латинский язык для корректной выписки рецептов.


По мнению специалистов, автоматизированная выписка рецептов в целом существенно упрощает работу врачей, значительно уменьшает временные затраты на работу с рецептами, тем самым позволяет больше времени уделять пациенту и сократить время ожидания приема к врачу.


Источник: Пресс-служба Министерства здравоохранения Омской области



ЕМИАС Москвы в 2015-м: от электронных рецептов к электронным медицинским картам


Реформирование и информатизация медицинских учреждений столицы в настоящее время сопровождается созданием и развитием государственной Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС) г. Москвы. По замыслу ее разработчика, Департамента информационных технологий города Москвы, одна из задач проекта — преобразование бумажных форм медицинских документов в электронный формат.


Уже сегодня в 374 поликлиниках города рецепты оформляются в электронном виде. Завершается тестирование электронной медицинской карты. Решается вопрос внесения изменений в нормативно-правовую базу для сервиса электронных больничных листов. О том, как такие проекты внедряются в московских поликлиниках, с какими трудностями сталкиваются организаторы и насколько сама отрасль готова к информатизации, корреспонденту PC Week/RE Ольге Звонаревой рассказал заместитель руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Владимир Макаро в.


PC Week: Как вы оцениваете уровень автоматизации столичного здравоохранения?


Владимир Макаров: Отрасль находится в непростом положении. Многие вещи хотелось бы делать быстрее — финансовые ресурсы на это есть. Но быстрая автоматизация с медиками не получается, потому что помимо освоения информационных технологий у них есть еще масса другой работы. Поэтому динамика внедрения ИТ в медучреждениях, к сожалению, сдерживается целым рядом объективных обстоятельств. Наша задача — избавить медработников от бумажной рутины и дополнительной трудоемкости, связанной с учетом данных медицинских документов. Всё, от талонов амбулаторного посещения до оформления направлений, справок, рецептов, отнимает огромное количество времени. К примеру, рецепт — бланк строгой отчетности, который сначала надо купить, доставить и распределить, обеспечив его хранение, учет и раздачу. Во время приема пациента на оформление рецепта у врача уходит не менее трёх с половиной минут. Потом пациент несет его в аптечный пункт отпуска лекарственных препаратов, где специалист вводит все данные этого документа в ИС фармацевтической компании, чтобы потом отчитаться перед городом — кому какие лекарства были выданы.


PC Week: Как устроен процесс выписки электронного рецепта в системе?


В. М.: Информация о данных пациента, врача и поликлиники формируется автоматически. Врач должен выбрать лекарственное средство, дозировку и нажать кнопку «сохранить». При этом он видит также назначения коллег, что важно во избежание противопоказаний при одновременном назначении выписанных препаратов. Также он видит данные по наличию лекарственных средств, которые пациент может тут же получить в аптечном пункте поликлиники. Нажимает кнопки «подписать», «сохранить» и «печать». Печать пока трудно отменить, хотя работаем и над этим. Далее врач подписывает распечатанный рецепт и отдает пациенту вместе со справкой о наличии выписанного препарата в прикрепленных аптечных пунктах.


Затем пациент приходит в аптечный киоск, представляет документ (это может быть страховой полис, социальная карта москвича или УЭК) и тем самым авторизует доступ сотрудника аптеки к выписанным рецептам. Фармацевт передает информацию об отпуске лекарственного препарата в нашу систему, получая при этом из ЕМИАС подробную информацию о рецепте в электронном виде, которую раньше он набивал руками.


Сегодня в электронном виде выписывается 78% льготных рецептов. К концу текущего года, думаю, этот показатель существенно улучшится.


PC Week: Сколько в таком случае экономится времени и ресурсов?


В. М.: Вместо трёх с половиной минут на выписку бумажного рецепта оформление электронного аналога занимает полминуты. Прямая экономия составляет 600 тыс. человеко-часов рабочего времени. А если в такую форму перевести еще три документа: талоны амбулаторного посещения (технически это уже сделано), больничные листы и направления на лабораторные исследования, то экономия может достичь 1,7 млн. человеко-часов в год. Поэтому в 2015 г. мы в первую очередь будем заниматься проектами, которые уменьшают нагрузку на врача.


PC Week: Значит, пока автоматизация касается льготных рецептов. А если рецепт нужен для покупки препарата в городской аптеке?


В. М.: Если взять всю выписку рецептов, которая сегодня существует, то лишь 10–15% от ее объёма составляет коммерческий сегмент. Поэтому данная тема не очень актуальна. Основная задача была — убрать льготные бумажные рецепты, оптимизировав эту часть работы врача, так как она отнимает основное время. Однако наша система позволяет выписывать и нельготные.


PC Week: Каким образом решен вопрос доступа городских поликлиник к системе ЕМИАС?


В. М.: Наш сервис доступен во всех московских поликлиниках за очень редкими исключениями — это Новая Москва и учреждения, которые находятся на капитальном ремонте. С 2011 г. наша политика сводится к тому, что мы не заставляем врачей работать в системе. И в этом мы видим залог успеха. Сегодня в системе работают 23 тыс. медицинских работников амбулаторно-поликлинических учреждений. В том или ином объеме.


PC Week: Что вы имеете в виду, говоря об объеме использования системы?


В. М.: Не все врачи используют сервисы ЕМИАС на 100%. Кроме того, есть работы, которые мы не собираемся переводить в электронный формат. В этом нет ни смысла, ни целесообразности, потому что связанные с этим издержки будут существенно превосходить ту пользу и отдачу, которую мы получим. К примеру, в электронную форму не будет переводиться выписка рецептов на дому, а также рецептов на наркотические лекарственные препараты.


PC Week: Исключает ли сегодня электронный рецепт свой бумажный аналог?


В. М.: Пока электронный формат продолжает дублироваться на бумаге, потому что в положениях законодательства об обращении лекарственных средств есть норма: рецепт — это письменное назначение лекарственного препарата. Слово «письменно» в законе мешает нам всё перевести в электронный вид полностью, исключив дублирование на бумаге.


PC Week: Как устроен интерфейс рабочего места врача?


В. М.: Интерфейс обеспечивает работу не с отдельными программами, а с единым информационным комплексом. Работа врача в нем представляет семь шагов. Нажав кнопку «начать прием», далее он идет по понятному маршруту. Вся инфраструктура системы предоставляет врачу необходимый инструментарий, сопряженный с реализацией его профессиональных функций.


PC Week: Если есть единый интерфейс, почему же до сих пор нет единого информационного пространства между поликлиниками и стационарами?


В. М.: Все, что касается справок, рецептов, больничных листов, по которым следуют выплаты Фонда обязательного медицинского страхования, сопряжено с довольно жестким регулированием, которое требует бумаг с печатями и подписями. Проблема имеет три аспекта: техническая возможность реализации, готовность отрасли и готовность нормативно-правовой базы. Техническую поддержку таких процессов мы, безусловно, можем обеспечить, с той лишь оговоркой, что со стационарами ЕМИАС еще не интегрирована. В свое время приоритет автоматизации амбулаторно-поликлинического звена был осознанным решением, и мы потратили много усилий на то, чтобы справиться с этой задачей и подготовиться к взаимодействию со стационарами. Для формирования единого пространства в сфере здравоохранения понадобится несколько лет. Отдельные элементы этого взаимодействия можно автоматизировать уже сегодня, но пока есть, во-первых, ограничения в законодательстве — здесь мы вышли с инициативами по внесению изменений в два закона, а во-вторых, неготовность медиков воспринять такое взаимодействие.


PC Week: Как будет реализовываться проект электронных медицинских карт? В чем возникают основные сложности?


В. М.: Планом предусмотрена автоматизация двух миллионов карт в нынешнем году — это пятая часть от их общего числа. Казалось бы, ничего сложного: как только к ЕМИАС подключается поликлиника, электронные сервисы автоматически становится в ней доступными. Но основная задача не в подключении, а в том, чтобы обучить каждого врача, показать ему, как работать в системе.


Конкурсы на внедрение электронной карты завершены, теперь начинаются работы. Будет определен перечень учреждений, в которые поэтапно пойдут внедренцы. Вероятно, реализовать возможность работы с электронными картами абсолютно во всех столичных поликлиниках в этом году не удастся, потому что исполнители проекта внедрения должны находиться в каждой из них столько, сколько потребуется для освоения врачами функционала.


PC Week: Как только амбулаторная карта будет заведена, сможет ли пациент открыть ее дома?


В. М.: Нет. Существуют определенные ограничения в соответствии с нормами действующего законодательства и требованиями регуляторов. То, что связано с медициной, является особо охраняемой информацией. Есть понятия врачебной тайны и персональных данных. Поэтому все, что называется ЕМИАС, реализуется в закрытом защищенном контуре без прямого выхода в Интернет. Другое дело, что будет абсурдом, если мы и дальше будем развивать систему в том же ключе. Тогда на ней можно сразу ставить крест. Поэтому в будущем мы предусматриваем возможность доступа пациента к своей карте. Для этого потребуется подать заявление через портал госуслуг с просьбой открыть доступ к своей карте через указанный интернет-сервис.


Теперь о том, как он будет получать этот доступ. Вы знаете, что запись к врачу сегодня работает не только через портал госуслуг, но и более чем через десяток интернет-сервисов. То есть при соблюдении определенных правил, которые обозначены в соглашении, мы готовы предоставить доступ к системе заинтересованным организациям для последующей реализации ими соответствующего сервиса. Точно так же мы хотим поступить и с электронной картой. Наша задача предоставить возможность, доступ, интерфейс взаимодействия открытому рынку. То же касается мобильных приложений.


PC Week: Это поможет человеку в случае, если он хочет открепиться от одной поликлиники и прикрепиться к другой?


В. М.: Такой сервис тоже будет предоставлен, но с определенными ограничениями, которые регулируются законодательством.


PC Week: А в другой поликлинике пациенту не придется заводить новую карту?


В. М.: Нет. ЕМИАС — это централизованные сервисы. Другое дело, что информационное пространство электронной карты не будет полным до тех пор, пока и частные медучреждения не начнут с ней работать в нашей системе. И это тоже одна из задач: подключить к нашему сервису все частные, ведомственные и федеральные учреждения, которых у нас очень много. Потому что в противном случае карта будет неполной. Конечно, этого не удастся реализовать на все 100%, но если мы добьемся хотя бы 80–85% наполняемости карты из разных мест, это будет очень хорошим показателем.


PC Week: А какую ЭП использует врач, подписывая электронный документ?


В. М.: Есть общий закон об электронной подписи, но при этом нет специальных норм, которые предусматривали бы ее в сфере здравоохранения. Каждый врач имеет карточку, которую он прежде всего использует для входа в систему на ПК. Это ключ врача, на котором в том числе записана его ЭП. И все свои действия в системе он подписывает ЭП уже сегодня. Но если мы говорим о юридической значимости его подписи, то это требует определенного правового регулирования — нужно вносить изменения в нормативно-правовую базу. Как минимум прописать, какая ЭП должна использоваться.


PC Week: Если есть простая ЭП, подтверждающая действия врача, зачем нужна история с юридической значимостью и усиленной подписью?


В. М.: Вы наверняка слышали, что карта пишется для прокурора. Поэтому пускай подпись будет любая, но та, которая в рамках действующего законодательства будет признана эквивалентом подписи на бумаге. К примеру, врачебная ошибка может привести к смерти пациента. Соответственно, собирается доказательная база. Мы должны будем распечатать все документы с реквизитами, связанными с подписью. Надеемся, что эти вопросы будут решены уже в нынешнем году. Во всех наших нормативно-правовых актах мы пока прописываем простую ЭП.


PC Week: Каковы перспективы преобразования больничного листа в электронный документ?


В. М.: Задача сводится к тому, чтобы убрать эту бумагу из кабинета врача. Это подразумевает разделение процесса оформления документа на две части: медицинское освидетельствование на предмет временной нетрудоспособности и выписка из больничного листа. Само медицинское освидетельствование — документ в составе амбулаторной карты, который подписывается врачом, он несет за это ответственность. В результате медицинского освидетельствования появляется больничный лист. Его оформление должно осуществляться другими лицами — в той же регистратуре поликлиники, где сотрудники будут использовать ЭП, к примеру, по доверенности. Далее всю информацию больничного листа мы готовы представить в электронной форме в ФОМС. Каким образом они будут работать с этой информацией — это уже выходит за скобки нашей компетенции.


PC Week: Это инициатива нынешнего года?


В. М.: Если добьемся согласия руководства на самом высоком уровне, а я думаю, что добьемся, то реализацию проекта больничных листов начнём в 2015-м.


PC Week: Подводя итог, обозначьте, пожалуйста, работы, которые будут проводиться в 2015 г.


В. М.: Для нас 2015-й — это год непростой работы по внедрению электронной карты. Планируем завершить внедрение электронных рецептов. Будем продолжать обучение врачей — 2 млн. медработников должны освоить пользовательский интерфейс системы в этом году. Также планируем подключение к ЕМИАС двух больших стационаров.


PC Week: Спасибо за беседу.








style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-6667286237319125"
data-ad-slot="5736897066">

Комментариев нет:

Отправить комментарий