понедельник, 10 июля 2017 г.

Авторское телевидение программа что делать





Подготовка и создание авторской программы на российском телевидении


Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, факультет культуры, Санкт-Петербург, 2009. - 38 с.


Авторская программа на телевидении и радио


Особенности современных российских электронных СМИ


Предпосылки существования авторского телевидения


Авторская программа на радио и особенности работы над ней


Подготовка и создание авторской программы на российском телевидении



Дистанционное обучение в Высшей национальной школе телевидения


Редактор телевидения — одна из самых востребованных профессий на телевидении. Телевизионный редактор — это не серая мышка с карандашом в руках, сидящая в уголочке и подчёркивающая буквы и словосочетания. Телевизионный редактор — это творец, причём гораздо большей степени, нежели ведущий эфира. Редактор сам придумывает программу и воплощает её в жизнь.


Эта работа очень креативная. В его обязанности входит всё — от идеи до конечных титров (порой и написание авторских текстов). Только у редактора телевидения есть возможность пообщаться с известными, интересными людьми по телефону, за кулисами, на дополнительных съёмках (всё это происходит до эфира). Чаще всего на съёмки в неформальной обстановке ( в театре, центре управления полётов, дома, на киноплощадке и т. д.) выезжает редактор с оператором.


Если говорить о документальном кино — то человек за кадром, который пытается «раскусить» героя — это тоже редактор — автор фильма.


И, конечно же, о хорошем редакторе мечтает любая съёмочная группа на телевидении.


В нашей школе созданы хорошие условия для обучения этой профессии на дистанционной форме интернет-обучения. Обучающийся не только слушает преподавателя, но с помощью видео лекций видит, как проходит процесс обучения по таким дисциплинам, как: техника речи, актёрское мастерство, мастерство эфирного выступления и др. не говоря уже, об основной дисциплине - редакторском мастерстве. Дисциплины, которые требовали раннее обязательного присутствия обучающегося на занятиях в аудиториях, сейчас, благодаря инновационным разработкам «Высшей национальной школы телевидения» стали доступными к изучению дистанционно, даже более качественно, так как преподаватель, общаясь с каждым обучающимся индивидуально, сможет уделять больше времени его профессиональной подготовке. Ежемесячно проводимые мастер-классы позволяют постигать секреты профессионального мастерства, которыми поделятся выдающиеся специалисты и звезды телевидения.


Технические условия, необходимые для обучения:


1. Цифровой фотоаппарат, поддерживающий видеозапись с характеристиками:



  • разрешение видеозаписи - не менее 640х480 пикселей;

  • поддержка записи звука.


Ориентировочная стоимость в магазинах «Эльдорадо», «М-Видео», «Евросеть» - от 3000 рублей.


2. Персональный компьютер (настольный ПК или ноутбук):



  • о перативная память не менее 256 Мб.


3. Доступ в интернет

Характеристики доступа в интернет:



  • Тарифный план без ограничения по трафику ;

  • Скорость подключения - не менее 512 кбит/с (критически низкая скорость - 256 кбит/с). Если Вы выбрали критически низкую скорость подключения - 256 кбит/с, то передавать видеоматериалы будет затруднительно, т. к. потребуется в несколько раз больше времени.


ВНИМАНИЕ! Пользователям спутниковых "тарелок" необходимо выяснить у провайдера скорость исходящего трафика. Как правило, она низкая. Рекомендуемая скорость исходящего трафика - не ниже 50 кбит/с.


4. Сжатие передаваемых фaйлов


Для сжатия (компрессии) видеофайлов необходимо иметь специальное программное обеспечение. Рекомендуется программа DivX Pro (стоимость программы 20 долларов США по курсу ЦБ РФ на день оплаты, приобретается самостоятельно) или её бесплатный аналог - XviD. К программе будет выслана подробная иллюстрированная инструкция по использованию.



13. Авторское телевидение: история и современность.


Авторская телепрограмма – программа, лишенная штампов и трафаретов, отмеченная печатью персонального таланта автора, личности уникальной и неповторимой.


Важно понять, что отличие авторских программ, от «менйтсрима» российского телевидения прежде всего состоит в понимании журналистом своих профессиональных задач в их неразрывной связи с этическими законами и обязательствами перед огромной зрительской аудиторией. В понимании того, что важнейшей функцией публицистики является (или хотя бы являлось) формирование общественного мнения и, в конечном счете, воздействие на общественное сознание в целом.


На телевидении же, в силу универсальности и массовости его воздействия, лежит и особая ответственность. «Происходящее со страной все в большей мере зависит от телевидения» - пишет С. Муратов – и добавляет: «Этически воспитанный журналист не позволяет себе забыть о последствиях своих собственных слов и действий, забыть о том, что экранные публикации могут сказаться на жизненных судьбах его героев. Он не может позволить себе попасть в зависимость от рекламодателя или своего административного руководства, чьи указания противоречат его журналистской совести, от собственных политических взглядов, соблазна славой и популярностью»[1].


Итак, авторский замысел – вот главное, что должно лежать в основе авторской телевизионной программы.


Возвращаясь к самой природе авторской программы, следует подчеркнуть, что такая программа может быть по жанру и постановочной, игровой, развлекательной, а вовсе не публицистической, основанной на реальности, на документе, и-или проблемной. В качестве примера вспомним «Поле чудес» Листьева – Якубовича или «Мою семью» Комиссарова, при желании список можно продолжить вплоть до «Окон».


Авторское телевидение потому и называется авторским, что в основе него лежит ярко выраженный замысел журналиста, его отчетливая позиция и поиск в области художественной формы программы.


Цикл «Профессия – репортер» на НТВ, их «Итоги» и «Намедни» были не просто информационно-аналитическими программами, но по стилистике очень индивидуализированными, авторскими. Конечно, это была уже не журналистика фактов, а публицистика, которая в жанре очерка, портрета, специального репортажа или эссе, осваивала художественное пространство телевидения, не теряя при этом опоры на реальность, факт, документ.


Успех авторской программы зависит от:


· точного определения темы, точного попадания в жанр;


· от совпадения образа ведущего и образа передачи;


· от совокупности художественных приемов вербального и невербального общении, которые обычно сокращают разрыв с аудиторией;


· от комплекса выразительных средств телевидения, включая композицию кадра, смену планов, монтаж и т. д.


Авторская деятельность на телевидении противоположна дикторской. Диктор – это исполнитель, он просто читает текст, доносит информацию. А журналист авторской программы – допускает импровизацию. Автор «как видимый человек на экране» - уникальная личность и ярко выраженная индивидуальность, способная свободно размышлять и импровизировать.


У автора программы есть свое амплуа. Примеры: «друг», «советчик» Д. Крылов («Непутевые заметки»), «сказитель» Э. Радзинский, «задушевная подруга» Оксана Пушкина («Женский взгляд»), «абсолютный творец» Глеб Ворошилов («Что, где, когда?» - невидимый голос).


1. Монологовые (устный публицистический рассказ, эссе, сатирический монолог и т. д.).


Эти жанры утратили былую популярность. Зрителю не хочется напрягаться. Ему приятнее быть сторонним наблюдателем беседы. Зрителя тяготеют к развлекательности.


Монологи использовали И. Андроников, Ю. Лотман. Жар эссе представлен у В. Вульфа и Э. Радзинского.


2. диалоговые жанры (беседа, дискуссия, ток-шоу, и т. д.)


Диалог – наиболее популярный жанр на современном телевидении.


Ведущие диалоговых программ – всегда ярко выраженные индивидуальности. (Т. Кизяков «Пока все дома», Д. Дибров «Антропология», Т. Толстая и Дуня Смирнова «Школа злословия» и т. д.)


3. Синтетические жанры (очерк, творческий портрет, телезарисовка, художественный тележурнал, публицистический жанр и т. д.)


Обычно это портретные и пейзажные зарисовки, речевые характеристики, живые диалоговые сценки, лирические или публицистические отступления в виде авторских высказываний, либо в виде проходов, статичные или динамичные кадры, разнообразные монтажно-композиционные приемы.


· Путевые очерки (Юрий Сенкевич, Д. Крылов, П. Любимцев)


· Портерные очерки («Женский взгляд» Пушкиной, Л. Парфенов, «Чтобы помнили» Л. Филатова)


· Публицистический фильм (фильм Парфенова о Пушкине, Сорокиной о Янтарной комнате и т. д.)


· Сатирические программы («Времечко», «Куклы»)


Стоит учесть, что у авторской программы много общего с документальным кино. Вообще, если посмотреть на историю развития кинематографа и телевидения, то возникает простая схема:


1. Документальное кино


2. Телефильм / Видеофильм


3. Авторская телевизионная программа


То есть, возникновение и развитие документального кино породила жанр телефильма, когда в том возникла необходимость. (А необходимость возникла тогда, когда расширились технические возможности).


Между телефильмом (по сути дела экранным вариантом документального фильма) и авторской программой грань различия очень тонка. Порой автор произведения сам точно не может сказать что представляет собой его произведение: фильм или передачу.


Но все же отличие можно найти. Главное, что позволяет развести понятия «телефильм» и «авторская программа» — это глубина и полнота раскрытия авторского замысла.


В телефильме авторский замысел раскрыт полностью. Идея фильма оставляет в сердце зрителя что-то такое, что заставляет думать, чувствовать, видеть.


Авторская же программа не столь серьезно затрагивает человека.


Стоит также обратить внимание и на специфику создания телефильма и авторской программы. И то и другое требует серьезных фременных затрат. Но телефильм требует несравнимо больше, т. к. он приближается к документальному кино, а значит претендует на то, что к концу фильма герои изменятся, произойдет что-то такое, после чего они станут другими людьми.


И для телефильма и для авторской программы пишется сценарий. Авторская телевизионная передача, как и фильм, начинается и определяется литературной основой – сценарием. Форма его может быть различной – от подробного «покадрового» описания зрительного ряда, сопровождаемого дикторским текстом, до сценарного плана, сценарной схемы сообщения, необходимой для таких жанров, как беседа или интервью.


Хорошая авторская программа должна оказывать воздействие не только на разум, но и на сердце. Продюсер - ветеран Би-Би-Си Пиит утверждает, что лучшие авторские программы повергают зрителя в эмоциональный шок, который может быть вызван одной запоминающейся сценой.


Литература: Мясницкая М. А. Художественные программы на телевидении.


[1] Муратов С. ТВ – эволюция нетерпимости. М. 2001, с. 236-237



Авторская программа на телевидении, насколько это реально


Представьте себе, что Вам улыбнулась фортуна, и Вы попали работать на телевидение. Не важно, получали Вы образование в специализированном ВУЗе или прошли курсы телеведущих. главное, что цель и мечта, к которой Вы топали, грызя граниты науки и практики достигнута. Но к цели Вы пришли, а что дальше. А дальше придется заявлять о себе самыми невероятными инновационными находками, чтобы доказать Вашу «неслучайность» в данной области средств массовой информации.


Порой, директор канала, приняв на работу новичка, решает пойти ва-банк, бросив его, как говорится, на камни. Этими камнями может стать авторская программа на телевидении, которую Вы удостоитесь чести не только вести, а и создавать. И если, как вести авторскую программу Вы себе еще можете представить, то над созданием абсолютно нового креативного продукта придется изрядно попотеть.


Итак, панику и истерику в сторону, начинаем понимать, откуда же оттолкнуться перед таким грандиозным заплывом. Оставшись наедине с самим собой, вспомните, прежде всего, свои любимые телепередачи и постарайтесь объяснить с точки зрения профессионала, чем же именно они Вас «зацепили». Сделав выводы, перенесите их на бумагу ну или в память компьютера. Еще раз проанализируйте и решите, какой профессиональный ход, из какой программы Вы бы хотели использовать.


Теперь, получив такой своеобразный винегрет из хороших идей и мыслей, поймите, о чем конкретно Вам хотелось бы рассказать с экрана. Также не забывайте о том, что Вы – новое лицо на телеканале, поэтому своей авторской программой на телевидении должны не бросить вызов надоевшему обществу, а мягко и гармонично влиться в мир телевещания.


Осознав и осмыслив все вышесказанное, набросайте первый сценарный план Вашей авторской программы на телевидении, «переспите» с ним, наутро снова перечитайте, внесите правки. Нравится? Тогда отправляйтесь на растерзание к новым коллегам, чтобы доказать свое право создавать и вести авторский проект уже с первых дней пребывания на телеканале.








style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-6667286237319125"
data-ad-slot="5736897066">

Комментариев нет:

Отправить комментарий