Что делать, если ребенок ведет себя агрессивно
Здравствуйте, дорогие мои читатели!
Сегодня я хочу рассказать о детской агрессивности.
Все мы сталкивались с ситуацией, когда наш ребенок начинает гневно кричать, драться или топчет и колотит игрушки и вещи.
Что это и откуда берется? Что вообще с этим делать?
Агрессивное поведение – нормальная человеческая реакция на физический и психический дискомфорт, стрессы, фрустрацию (состояние безысходности, неудовлетворенности, глубокой печали и психологического ступора). Кроме того, дети иногда используют агрессию для достижения какой-либо значимой цели – мы можем, например, наблюдать такую детскую агрессию в магазине игрушек перед заполненным стеллажом.
В этом случае агрессия может быть непреднамеренной и использующейся для самоутверждения.
Непреднамеренная агрессия – случайное нанесение вреда.
Валюшка любит играть с песком. Она сделала открытие – если сухой песок сыпать сверху медленной струйкой, получается красивое, захватывающее зрелище. И когда Стасик зашел к ней в песочницу, она немедленно повернулась к нему и высыпала песок из ведерка ему на голову. Песок попал в глаза, Стасик заплакал.
Больно и обидно!
Подобные вещи довольно часто происходят в детском микросоциуме. Ребенок в этом случае не виноват в том, что произошло, он совершенно не предвидел последствий своих действий.
- Может быть, вообще ничего страшного не происходит. Сначала просто немного подождите и понаблюдайте: возможно, ваш малыш сам сделал выводы из произошедшего, и в подобной ситуации будет действовать уже иначе.
- Спокойно включитесь в ситуацию и покажите ребенку, как надо действовать.
- Поговорите с ним об этой ситуации. Расскажите о чувствах, которые испытали другие люди.
- Можно использовать игрушки: проиграйте произошедшее, давая вашему малышу возможность побывать в роли каждого участника события. Для этого меняйте игрушки, которые «ведет» ребенок.
- Отличный метод – сказкотерапия. Придумайте сказку на этот сюжет. Если возможно, используйте в своей сказке любимых героев вашего ребенка.
Сказка может быть, например, такой:
Львенок и Маленькая Пантера
Львенок сидел в песочнице и играл сам с собой. Играл он так: набирал песок в красивое синенькое ведерко, поднимал ведерко повыше, переворачивал… У-у-у-ух! И весь песок сыпался вниз.
Маленькая Пантера издалека увидела Львенка и подбежала к нему.
Она улыбнулась Львенку, уселась рядом с ним и тут…
У-у-у-ух! Львенок снова высыпал песок.
Вся красивая шерстка Маленькой Пантеры оказалась засыпана песком. Он попал и в ее зеленые глаза, ничего не было видно. Маленькой Пантере стало больно, и она заплакала… Пришлось срочно идти домой, и гулять в этот день уже было нельзя.
Долго-долго Мама-Пантера мыла своей дочке голову, отмывала шерстку, прочищала глазки.
А Львенок навсегда запомнил, что с песком надо играть осторожно. Еще он понял: перед тем, как что-то сделать, всегда нужно подумать, что из этого может получиться.
С тех пор Львенок и Маленькая Пантера играли аккуратно и заботились друг о друге.
Заботимся друг о друге
Агрессия с целью самоутверждения проявляется у дошкольников и младших школьников и в игре, и в общении с родственниками.
Я вам покажу, где раки зимуют!
В игре ребенок отрабатывает нарождающиеся лидерские тенденции в ситуациях, когда другие дети (иногда, к сожалению, и взрослые, если вы позволяете это своему малышу) слушают его распоряжения.
Такая агрессия, если она проявляется у детей в разумных пределах, неплохо саморегулируется внутри детского коллектива посредством самого микросоциума. Другими словами, дети чувствуют меру и дают ее почувствовать другим.
Иногда ребенок явно начинает хватать через край.
Маленькие дети плохо осознают свое агрессивное поведение. Если вы спросите такого малыша об этом, он скажет вам, что «кричать и драться нехорошо».
- Попробуйте дать детям возможность разобраться самим.
- Проиграйте ситуацию, используя игрушки, как было описано выше. Заканчивайте бесконфликтным решением проблемы.
- Инсценируйте ситуацию, возьмите на себя роль агрессора, а ребенку дайте роль жертвы. Поменяйтесь ролями. Оба раза найдите правильный выход и проиграйте его.
- Сказка тоже подойдет.
Например, такая:
Львенок в школе
(Р. Ткач. Сказка для Тимофея, который дрался в школе)
В одном лесу жила семья львов: папа, мама и два львенка, один постарше, другой помладше. Львиная семья была дружная и в лесу уважаемая. Все звери в лесу ценили льва-отца за мудрость и смелость. Маму-львицу любили за ее доброту и мягкость. Старшего львенка уважали за спокойный нрав и выдержку. А младшего львенка еще полюбить не успели, потому что он по лесу один не гулял и с другими лесными жителями общался редко.
Пришло время младшему львенку идти в школу.
— Наконец-то другие зверята узнают и полюбят меня как папу, маму и брата, — мечтал маленький львенок, — пойду в школу и заставлю всех себя уважать.
С первого дня в школе львенок добивался уважения одноклассников. Бросит в белочку шишку и спрашивает: «Кто самый меткий? Кто самый сильный?»
Повалит на землю медвежонка и радуется: «Я — самый ловкий, я — самый сильный».
Ударит слоненка книжкой по голове и кричит от восторга: «И тебя победил. Я в классе самый сильный».
Прошло две недели, только никто из одноклассников не хотел с львенком дружить. Грустно стало львенку, пришел он домой и спрашивает старшего брата:
— Почему никто со мной не дружит? Почему звери меня не уважают, как тебя? Молчит старший брат. Спокойно наблюдает из-за куста за молодым козленком, который на полянке пасется. А маленький львенок все вокруг брата бегает, то за ухо укусит, то за хвост потянет:
— Скажи, почему меня никто не уважает, никто не хочет со мной дружить? Я же сильный, самый сильный в классе! Я же сын царя зверей!
— Царская сила не в том, чтобы кулаками размахивать да одноклассников обижать. Царская сила в выдержке и в спокойствии. Вот ты бегаешь вокруг меня, мелькаешь перед глазами, как суетливая муха, а я глаз не отвожу от козленка. Сила моя в выдержке и в спокойствии. За то меня другие звери уважают, что ни на кого напрасно не кидаюсь.
Послушал маленький львенок старшего брата и пошел к маме-львице:
— Скажи, мама, почему меня никто не уважает, никто не хочет со мной дружить? Я же сильный, самый сильный в классе! Я же сын царя зверей!
Обняла львица своего сыночка, лизнула его нежно и шепнула на ушко:
— Любимый мой котенок, ты же нежный и ласковый. Сила твоя царская в доброте. Если будешь к другим зверятам внимательным и добрым, они все с тобой дружить захотят.
Маленький львенок для себя уже решил: «Буду спокойным и сдержанным, буду добрым и внимательным».
Но вдруг задумался: «А для чего мне тогда царская сила?»
С этим вопросом маленький львенок побежал к отцу.
— Сказал мне старший брат, что сила царская в выдержке и спокойствии. Мама сказала, что моя сила в доброте. А для чего мне тогда царская сила, для чего мне мускулы, когти и острые зубы? — спрашивает львенок отца.
Посмотрел царь зверей на своего сына, положил тяжелую львиную лапу ему на плечо и мягким голосом произнес:
— Правы и мама, и брат. Сила царская нужна не для того, чтобы других зверят обижать. Будешь спокойным и добрым, одноклассники тебя полюбят и будут с тобой дружить. А мускулы нужны, чтобы выигрывать спортивные соревнования. А когти и острые зубы необходимы, чтобы защищать младших и слабых.
Обрадовался львенок, что раскрылась ему царская тайна. Он знал, теперь у него обязательно будут друзья, а одноклассники будут его уважать и любить, как все звери в лесу уважают и любят папу, маму и брата.
- Малыши почти всегда вовлекают в свои конфликты взрослых. Они делятся с ними своими переживаниями и тайнами, часто просят вмешаться в споры и конфликты со сверстниками, иногда настойчиво требуют поддержки, а нередко даже ябедничают на друзей, братьев и сестер. Если взрослые всегда будут решать за малыша его проблемы, это помешает его развитию. Тогда ребенок так и не научится действовать в сложных конфликтных моментах, справляться и со своей агрессией, и с агрессией, проявляемой другими в его адрес.
2. В виде оборонительной агрессии
Для дошкольников и младших школьников – обычное дело. Особенность оборонительной агрессии – в ней всегда присутствует гнев. А гнев — это протест против чего-то, что ребенок принять не может.
А-а-а-а-а. А-А-А-А-А-А-А.
- Посмотрите, может быть, ваш малыш прав. Не обязательно говорить ему об этом: он может привыкнуть к тому, что гнев и агрессия – лучшее решение проблем. Предупредить такое нежелательное отклонение гораздо легче, чем потом исправлять. Поэтому покажите неудовольствие от поведения ребенка, а спустя какое-то время исправьте ситуацию.
Мариша всякий раз, садясь на горшок, бурно протестовала, и даже бросала и переворачивала его.
Ее мама представила себя на Маришином месте. Выяснилось, что горшок-то неустойчив! Бедная Мариша раскачивалась, сидя на нем, и просто боялась упасть!
Поменяли горшок – и все изменилось. Мариша больше не боится его и ее агрессивность исчезла. (Кстати, если у вас металлический горшок – он просто может быть слишком холодным для малыша. Купите ему пластиковый).
Сидеть на горшке должно быть хорошо
- Позвольте ребенку излить свой гнев.
Гнев разрушает, если не дать ему выхода. Подавлять гнев нужно только в соответствующих ситуациях.
Подождите немного, а когда малыш успокоится, посмотрите: стоит ли вообще ситуация разговора. Если да – поговорите с ним.
- Не вмешивайтесь, если игры вашего ребенка кажутся вам агрессивными.
Игротерапия – хороший способ психологической коррекции.
Андрей с родителями был в магазине, когда туда ворвались грабители.
Все кончилось хорошо, но его игры изменились. Раз за разом он брал двух плюшевых медвежат. Один медвежонок стрелял в другого, и тот умирал. Это происходило снова и снова.
Однажды Андрей взял своих медвежат… и положил их обратно.
Больше он никогда не вспоминал о своей жестокой игре.
Ужас покинул его, и мальчик снова смело и доверчиво смотрит на мир.
- Сказки помогут и тут.
Лисичка всегда мечтала о братике.
И вот однажды братик появился!
Лисичка была так рада, так рада!
Но братик-Лисенок оказался крикливым и вредным…
Папа-Лис и Мама-Лиса возились только с ним. Пришел конец тем денькам, когда Лисичка была единственной доченькой, о которой все только и думали!
И даже новую куклу ей не купили, а купили штанишек для Лисенка!
Лисичка сидела около стиральной машины и рассматривала лисенкины штанишки.
«Взять бы, да и выбросить их все!» – подумала она, – «да и Лисенка выкинуть из норы прямо в лес!».
Лисичка выглянула из норы.
Она представила себе, как Лисенок лежит под пеньком, совсем один… Плачет, зовет Маму и Папу. А никто не приходит к нему, потому что все заняты ею, Лисичкой – угощают ее, дарят куклу, играют с ней… А Лисенок плачет и плачет один…
И приходит на плач злой Волчище, хватает Лисеночка зубами прямо за животик и уносит навсегда… Может быть даже, чтобы съесть…
И остается Лисичка со своими куклами, но без братика…
И так ей страшно стало и жалко Лисеночка, что скорее побежала она проверить: на месте ли он, и все ли с ним хорошо.
Лисеночек был на месте. Он так обрадовался сестричке-Лисичке, так заулыбался ей! И Лисичка тихо запела ему песенку, а Лисенок радовался и размахивал своими маленькими лапками…
Папа-Лис и Мама-Лиса переглянулись и шепнули друг другу: «Какая же умница выросла у нас доченька-Лисичка!»
Мы с братиком теперь дружим
- Научите ребенка культурным формам выражения гнева.
Интересный метод снятия агрессии предлагает доктор Эми Викстром: бросать куски мокрой туалетной бумаги на стену, прямо в надписи, обозначающие причину их злости.
Она говорит, что дети настолько увлекаются этим веселым занятием, что не чувствуют, что на самом деле работают с эмоцией гнева.
Вот видео (к сожалению, пока только на английском, так как я довольно плохо воспринимаю английский язык на слух. Возможно, мне помогут перевести, и тогда я выложу для вас, дорогие мои, перевод):
Я думаю, что для детей, не умеющих читать, такая методика также хорошо подходит, нужно только заменить надписи рисунками (пусть ребенок сам и нарисует вызывающие гнев объекты).
Хочу напомнить только, что все хорошо в меру, и разумное, осмысленное отношение к любой методике – залог успеха.
Радостного общения с вашими малышами вам, дорогие мои читатели!
Отклоняющееся поведение несовершеннолетних
2.4 Агрессивное поведение
Агрессия есть определенное действие, причиняющее ущерб другому объекту. Агрессивность — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
На второй стадии возрастного развития детей уже можно разделить по способам проявления агрессии на несколько групп. Это зависит от врожденных особенностей нервной системы (темперамента) и условий воспитания.
Гиперактивно-агрессивный ребенок. Двигательно расторможенным детям труднее быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, воспитываясь в семье по типу «кумира» (ребенок — центр внимания семьи) или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными.
Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок. Обидчивость может быть следствием как недостатков воспитания, так и особенностей созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность и ранимость будут провоцировать агрессивное поведение.
Ребенок с оппозиционно–вызывающим поведением. Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям, то, наверное, в их взаимоотношениях что-то не складывается: с ребенком редко общаются; ему скучно, и он переносит на взрослых собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение.
Агрессивно-боязливый ребенок. Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты от мнимой угрозы, «нападения».
Агрессивно-бесчувственный ребенок. Есть дети, у которых способность к сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, дерется, обзывает других детей, мучает животных, и при этом ему трудно понять, что обиженному плохо и больно.
В дальнейшем любого несовершеннолетнего по характеру проявления агрессии в отклоняющемся поведении можно отнести к одной из перечисленных групп. Это позволяет в практической работе делать выводы о причинах подобного поведения и выбирать верную стратегию дальнейшего взаимодействия.
Становление агрессивного поведения — сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов, как биологических, так и социальных. По результатам наблюдения за поведением ребенка в различных ситуациях, а также в процессе бесед с родителями и педагогами удалось выявить круг причин, провоцирующих агрессивность с раннего возраста. Это следующие причины.
1. Органические :
– минимальная мозговая дисфункция;
– травмы и инфекционные поражения головного мозга и т. д.
2. Наследственные :
– психопатоподобное, аффективно-возбудимое поведение родителей или родственников;
– наличие выраженной тревожности и гиперактивности у ребенка и др.
3. Социально-бытовые :
А) Неблагоприятные условия воспитания в семье:
– агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях;
– непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения;
– неоправданно-жесткий родительский контроль;
– насилие в семье;
– конфликты между родителями;
– конфликты с одноклассниками;
– педагогически некомпетентное поведение преподавателей;
– чрезмерно высокая учебная нагрузка.
4. Ситуативные :
– ответная агрессивность на присутствие новых взрослых или сверстников;
– чувствительность к оценке, осуждению, порицанию;
– введение ограничений в поведение ребенка;
– переутомление;
– новизна, увеличивающая тревогу.
Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, социального окружения, а также средств массовой информации. Подростки, которые встречаются с насилием у себя дома и которые сами становятся жертвами насилия, склонны к агрессивному поведению. Так дети, воспитывающиеся в семьях, где злоупотребление алкоголем, наркотиками, совершение правонарушений является нормой жизни, и в последующем лишившиеся даже видимости семьи, являющиеся «социальными сиротами», склонны к проявлению агрессии и жестокости. Пример подобной ситуации:
Двое несовершеннолетних Алексей (14 лет) и Виктор (13 лет) были задержаны за жестокое избиение подростка 13 лет. Выяснилось, что эти двое являются воспитанниками школы-интерната для детей-сирот, куда были помещены после лишения родителей-алкоголиков родительских прав. В ходе разбирательства выяснилось, что эти двое в течение длительного времени «развлекались», избивая воспитанников этой школы-интерната и других подростков, встречаемых ими за территорией заведения.
Проведенные беседы показали, что основными мотивами проявления жестокости были: «отомстить всем им…» и получение удовольствия от ощущения превосходства над жертвой.
На становление агрессивного поведения сильное влияние оказывает степень сплоченности семьи, близость между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению. Наиболее выраженные проявления агрессии наблюдаются при алкоголизации матери, когда нарушались взаимоотношения в системе «мать—дитя».
Существенным фактором, стимулирующим агрессивное поведение, является враждебность, то есть негативное отношение ребенка к окружающему миру. В сочетании с обидой и подозрительностью оно формирует искаженную картину мира и грубо нарушает систему взаимоотношений и взаимодействия с окружением. Враждебность начинает формироваться на втором этапе развития с нарушения эмоционального контакта ребенка с матерью и продолжается на последующих этапах. В более поздние периоды развития пусковым механизмом начала формирования враждебности может также являться психологическая травма.
Дети учатся вести себя агрессивно, также наблюдая за поведением других людей, в том числе детей. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками дает им возможность научиться агрессивным реакциям (например, пущенные в ход кулаки или оскорбления). Однако дети, которые чрезвычайно агрессивны, скорее всего, окажутся отверженными большинством в своей возрастной группе. И это является неким «естественным регулятором» уровня агрессивности в среде несовершеннолетних. Понятно, что для каждой группы будет свой «усредненный» уровень допустимой агрессивности, который устанавливается в зависимости от исходных качеств большинства участников группы, существующих традиций и правил. Но в группе, где изначальный уровень агрессивности ее членов высок, происходит взаимное усиление агрессивности. Вот пример раннего приобщения к агрессивному поведению из практики детского психолога:
Мальчик, 3 года, после двух месяцев посещения детского сада на детской площадке нанес несколько ударов металлической лопаткой другому ребенку. При вмешательстве взрослых несколько раз ударил свою бабушку, с которой вышел на прогулку. Ранее столь явных проявлений агрессии за ребенком не наблюдалось. Несмотря на примененное наказание, на следующий день ситуация повторилась с другим ребенком.
При изучении обстоятельств произошедшего выяснилось, что в группу детского сада, которую он посещает, неделю назад были приняты братья-близнецы 3,5 лет, отличающиеся высокой агрессивностью, постоянно дерущиеся между собой и с другими. Дети в группе отказывались играть с ними, что вызывало еще большие приступы агрессии.
Воспитатели жаловались на поведение братьев-близнецов, но их родители считали это нормой и в некотором роде такое поведение поощряли («…А в жизни иначе нельзя, за свой кусок драться надо»). В течение месяца родители и воспитатели стали отмечать повышение агрессивности всех детей группы и явное противостояние близнецов с остальными детьми, которое никак не удавалось преодолеть.
Через полтора месяца родители близнецов были вынуждены перевести их в другой детский сад.
Мощными факторами, провоцирующими агрессивность несовершеннолетних, являются некоторые особенности психики, такие как «трудный» темперамент, перенесенные травмы головы или инфекционные заболевания. С этими часто связаны неустойчивость нервно-психических процессов, затрудненность процессов торможения в ЦНС, повышенный тонус нервной системы, импульсивность. Вот характерный пример:
Лариса, 15 лет. Единственный ребенок в семье. Воспитывается матерью и отчимом. Отношения с родителями, со слов несовершеннолетней, плохие — частые конфликты (их причину не называет). Причина содержания в ЦВСНП (Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей) — неоднократные избиения сверстников.
В поведении — непредсказуемость реакций на внешние раздражители. Невозможно предугадать событие, которое вызовет у несовершеннолетней неадекватную реакцию. Наиболее часто наблюдаемая поведенческая реакция — внезапный уход в себя (по времени длился примерно от 30 минут до 2-х часов), когда несовершеннолетняя усаживалась на пол и не реагировала ни на спокойную речь, ни на крик, ни на какие-либо действия, происходящие возле нее. При прикосновении к ней — молча сбрасывала руку прикасающегося человека. Из такого состояния выходила внезапно, внешние причины, способствующие этому, также были непредсказуемы. За время пребывания в ЦВСНП (30 суток), никто из сотрудников (в том числе психологи) не смог найти к ней подход и установить более или менее доверительные отношения. Поведение коррекции не поддавалось.
При изучении анамнеза было выяснено, что в возрасте 4-х лет девочка перенесла сильную травму головы.
Таким образом, в возникновении и закреплении агрессивного поведения несовершеннолетних наиболее существенная роль принадлежит, в первую очередь, микросоциальным, семейно-неблагополучным факторам и во вторую очередь — индивидуально-личностным особенностям. «Социальное сиротство» формирует враждебное отношение к окружающему миру, что приводит к дисгармоничному формированию личности, вследствие чего возникают конфликты, неумение строить отношения, что в свою очередь вызывает агрессию как способ самоутверждения и разрешения конфликтов. Индивидуально-личностные особенности несовершеннолетних являются лишь фоном, катализатором процессов формирования определенных поведенческих стереотипов.
В третьем и четвертом возрастных периодах агрессивное поведение чаще всего является либо формой защитной реакции, либо способом сброса внутреннего напряжения, либо устоявшимся поведенческим шаблоном. Во всех перечисленных случаях (за исключением случаев явного физического нападения) наиболее эффективна нейтральная позиция взрослого, на которого данное поведение направлено. То есть не пугаться агрессии и не отвечать на агрессию агрессией, а очень сдержанно, спокойно и уверенно объяснять несовершеннолетнему всю бесперспективность и ошибочность выбранного им способа поведения. Не допускать эмоций, быть логичным, терпеливым и непреклонным в своей позиции.
Причины агрессивного поведения кошки
Агрессивное поведение кошки – достаточно распространенное явление. Часто можно услышать, что кошка внезапно стала проявлять агрессию, в то время как обычно вела себя спокойно и дружелюбно. Агрессивность характеризуется шипением, отказом идти на руки, попыткой укусить или поцарапать. В основе такого поведения могут лежать разные причины.
От природы кошки не являются агрессивными животными. Если человек доброжелательно относится к кошке, то у нее не будет никаких причин для воинственных нападок. Доброжелательная и спокойная атмосфера, забота, нежность, ласка никогда не спровоцируют агрессивное поведение кошки. Другое дело, если агрессивность является характерным свойством, присущим той или иной породе. Так, например, самыми агрессивными считаются коты, имеющие белый окрас. Есть предположение, что не особо покладистое поведение животных с белой шерстью обусловлено их происхождением от ангорской породы, достаточно агрессивной изначально. У ангорских кошек особый характер развивается из-за возможной глухоты, также характерной для данной породы. Глухая кошка постоянно ощущает себя в опасности, так как у нее отсутствует слух, и она не может вовремя заподозрить опасность. Это обязывает ее постоянно быть готовой к обороне или атаке. На втором месте по агрессивности находятся кошки, имеющие голубой окрас. Чем обусловлено своеобразное поведение этих пород, пока не известно.
Если исключить природные особенности породы, то агрессивность в поведении кошек можно считать внезапным проявлением. Как правило, подобное поведение начинается с того, что кошка кидается на своего хозяина без какого-либо предупреждения. Укусы кошки, царапание настолько сильны, что зачастую выглядят очень пугающе. После нападения кошка еще в течение некоторого времени пребывает в очень возбужденном состоянии: ее зрачки расширены, хвост дергается из стороны в сторону, сердцебиение заметно более частое. Вполне вероятно, что животное совершит еще несколько попыток нападения.
В течение всего остального времени кошка ведет себя очень спокойно, и агрессивность проявляется только иногда, в редкие моменты. Существует три основных причины, пробуждающих в кошке столь выраженную ярость: страх, боль, борьба за территорию.
Причина 1. Страх. У кошек, как и людей, могут возникать психологические проблемы, в основу которых заложены переживания и страхи, испытанные в детском возрасте. Если кошка по непонятным причинам становится агрессивной, то, вероятно, в ее жизни происходили какие-то неприятные события, связанные с определенным человеком, животным, явлением. Этот прошлый опыт не позволяет животному доверять тому, кто спровоцировал тот страх, то есть человеку, другому животному, предмету.
Агрессивность кошек, основанная на страхе, очень трудно поддается корректировке. Это особенно ярко заметно на примере питомцев, подобранных на улице или взятых из питомника. Сложно будет привыкнуть к новым людям и доброжелательному отношению и тем зверькам, которых забрали от неблагополучных хозяев. Если вы взяли кошку, над которой до этого кто-то издевался, не ждите, что она быстро привыкнет к вам и будет все время ласковой. Ей понадобится достаточно много времени, чтобы почувствовать себя в безопасности.
Очень большое влияние на поведение кошки оказывает то, как к ней относились в самом раннем детстве, а именно в первые две недели после рождения. Чтобы котенок рос ласковым, его нужно гладить каждый день, хотя бы по 10 минут. Если же котенок с детства не знаком с прикосновениями, никогда не сидел на руках, то довериться людям он сможет с трудом, если вообще сможет.
Адекватное поведение животного формируется также и в зависимости от того, был ли у него опыт общения с другими животными, в частности, с сородичами. Котята, которые растут вместе со своими сестрами и братьями, более быстро обучаются всем необходимым навыкам и являются более покладистыми по своему поведению в отличие от тех, кто рос без общения. Котята, не имевшие опыта общения с сородичами, могут проявлять неадекватную реакцию на животных. На характер котенка влияет и то, как питалась его мама во время беременности. Если маме-кошке всего хватало, то и малыш растет более спокойным.
Если котенок взят от хороших людей, где он воспитывался в доброжелательной, позитивной и спокойной атмосфере, то его проявления агрессии можно воспринимать как обычное хулиганство, присущее всем малышам. С маленьким непоседой следует больше играть. Давайте ему различные мячики, искусственных мышек и прочие игрушки, так интересные котятам. С одной стороны, это прекрасно развлечет малыша, а с другой стороны, сохранит в целости ваши руки.
Котенка нужно воспитывать, иначе он будет делать все, что ему захочется. Дайте ему понять, что вы не позволяете совершать какие-либо действия – царапаться, кусаться, бросаться на вас и других людей. Если вы замечаете попытки подобных действий, обрызгайте котенка из пульверизатора водой, пошипите на него. Не нужно кричать на питомца и тем более бить его. Это не только не принесет желаемого результата, но еще и поспособствует возникновению у кота страха и негатива по отношению к вам, что влечет за собой утрату доверия и новые вспышки агрессии.
Животное, подобранное на улице, поначалу будет вести себя очень осторожно, и вы вряд ли заметите какие-либо проявления характера. Однако как только кот немного к вам привыкнет, он не постесняется показать свою агрессивность. В основе агрессивного поведения бывших бродячих животных лежат те испытания, через которые им пришлось пройти за время жизни на улице. Несложно догадаться, что испытания эти могут быть самые разные, а значит, и причины быть недоверчивым у такого зверька точно есть. Скорее всего, такой питомец сможет в итоге довериться только кому-то одному из семьи, а ко всем остальным будет проявлять равнодушие и недоверие. Чтобы «задобрить» такого кота, в первое время предоставьте ему покой и полную свободу. Он должен понять, что ему ничего не угрожает, когда он находится в вашем доме.
Причина 2. Боль. Если вы знаете, где и как рос ваш питомец, и уверены в том, что никаких психологических травм у него нет, но он при этом проявляет агрессию, то стоит посетить ветеринара. Некоторые заболевания могут не иметь явных симптомов в виде нарушения сна и аппетита, но в то же время приносить вашему питомцу настоящие страдания и очень болезненные ощущения. К таким заболеваниям относятся токсоплазмоз, эпилепсия, ишемическая энцефалопатия, отравления тяжелыми металлами, гипертиреоз, гепатоэнцефалопатия. Также неоправданная агрессия может быть вызвана гормональными сбоями.
Обратите внимание на то, в какие именно периоды ваша кошка становится агрессивной. Если питомец начинает нападать на вас после того, как поест, то пересмотрите его рацион. Вероятно, вы кормите его некачественными или неподходящими продуктами. После хорошей и вкусной еды кошкам свойственно облизываться, потягиваться, иногда умываться и уютно засыпать. Если этого не происходит, и ваш любимец становится тревожным, начинает кусаться, царапаться, вздрагивать, размахивать хвостом, то это явный знак к тому, чтобы сменить корм. Увы, не все производители кошачьих кормов добросовестно подходят к делу. Часто в корма для животных добавляются некачественные продукты, результат действия которых на организм может быть непредсказуемым.
Кошка может начать проявлять агрессивность с возрастом. У кошек, как и людей, в более зрелом и старом возрасте могут проявиться или обостриться какие-либо заболевания. Кошка в годах уже не столь гибка и подвижна, как раньше. Ей нужно больше покоя и спокойствия, она не настолько нуждается в подвижных играх и активном общении по сравнению с тем временем, когда она была маленькой. Если вы этого не понимаете и продолжаете ее тормошить, то ей ничего не остается, как объяснить вам свое нежелание играть единственным доступным ей способом – сначала нашипеть на вас, возможно, «наорать», а потом и поцарапать. Не нужно принуждать кошку к играм и общению. Это живое существо, которое все чувствует, и относиться к нему надо очень бережно и с пониманием.
Причина 3. Борьба за территорию. Кошки и коты – невероятные собственники. Наличие личной территории играет в их жизни чуть ли не ведущую роль. Территория является символом независимости кошки, и поэтому коты так активно метят свою территорию, ревностно защищая ее от всех, кто смеет на нее посягнуть. Если кот видит на своей территории конкурента, то агрессивная реакция не заставит себя ждать. Не всегда коты способны быстро переключаться с соперников на хозяев, сменяя боевой настрой хорошим поведением. Отнеситесь к этому с пониманием и не требуйте внимания кота сразу после того, как он пришел с прогулки.
Некоторым кошкам категорически не нравится находиться в определенном месте. Например, есть животные, которые очень агрессивны дома, но если их вывезти на дачу, они становятся ласковыми и спокойными. Просто какие-то питомцы нуждаются в просторе, а каким-то больше по душе мягкие диваны.
Консультация для родителей на школьный сайт на тему: Что делать, если ребенок проявляет агрессию?
Консультация для родителей на школьный сайт на тему: Что делать, если ребенок проявляет агрессию?
Консультация для родителей на школьный сайт на тему:
Что делать, если ребенок проявляет агрессию?
Дети получают сведения об агрессии из семьи, из общения со сверстниками, а также из средств массовой информации. Задумывались ли вы, каким образом маленькие дети усваивают модели агрессивного поведения?
СИТУАЦИЯ 1 Двухлетний малыш ударился о ножку стула и громко плачет. По тревожному сигналу «летит» любящая бабушка. «Что, мое солнышко, кто тебя обидел?» Ребенок указывает на стул и плачет еще громче. «Ах, этот стул негодный, мы ему сейчас покажем, как маленьких обижать», — приговаривает бабушка и отчаянно лупит по стулу. Внучок незамедлительно повторяет ее действия и молотит по ни в чем не повинному стулу. Вот и слезы высохли, все хорошо! А все ли хорошо? Так ли безобидны действия бабушки?
СИТУАЦИЯ 2 К маме прибегает зареванный малыш 5 лет. «Вовка меня ударил», — вопит он. Мама решительно говорит: «А ты что же, не умеешь за себя постоять? Сейчас же пойди и дай сдачи!».
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА
Перед нами два очень простых и достаточно ярких примера того, как происходит научение ребенка агрессивным действиям. Если это превращается в систему, можно с уверенностью прогнозировать развитие агрессивного поведения, которое со временем превратится в устойчивую черту личности — агрессивность. Ребенок, а затем подросток усвоит, что сила — оружие победы, и если ты не побьешь — побьют тебя. Вспомните великолепную иллюстрацию воспитания агрессивности в ребенке в фильме П. Чухрая «Вор», где герой В. Машкова целенаправленно и методично внушает мальчику, что в жизни нужно нападать («Всегда держи соль в кармане, чтобы в случае чего «сыпануть» кому-нибудь в глаза»). От того, каковы взаимоотношения родителей, родителей и детей, братьев и сестер, зависит, какими вырастут дети. Жертвы агрессии зачастую сами начинают моделировать агрессивное поведение из поколения в поколение внутри одной семьи. В раннем детском возрасте у детей можно наблюдать приступы упрямства, неуправляемость, драчливость в ответ на ситуацию, которая ребенку не нравится. Можно ли назвать это агрессивностью? Очень условно, ибо у малыша нет намерения, причинить вред, это скорее защитная реакция. В более позднем возрасте у детей возникают конфликты с ровесниками, связанные с желанием обладать, например, игрушками. Здесь уже наблюдается реакция нападения. Дети в возрасте 1,5 — 2 лет не отдают своих игрушек добровольно, потому что рассматривают их как часть собственного «Я». Попытка взять игрушку у ребенка воспринимается им как попытка отнять его руку или ногу. По мере взросления дети учатся контролировать свои агрессивные импульсы, и здесь очень большую роль играет поведение родителей. Если они нетерпимы к любым проявлениям агрессии, «хитрые» дети избирают иные формы поведения, символические — в виде упрямства, непослушания вместо прямого нападения. В возрасте от 3 до 11 лет у детей преобладает рукоприкладство (в среднем от 9 агрессивных проявлений в час). В старшем возрасте, физическое нападение сменяется более приемлемыми в обществе способами выражения недовольства — вербальной агрессией (соперничество, оскорбление, обвинение, критика, угрозы, замечания). У подростков «взыгрывает» негативизм — немотивированное поведение, намеренно противоположное требованиям и ожиданиям других. Замечено, что выраженное агрессивное поведение в основном совпадает с моментами возрастных кризисов. Тяжесть агрессивных проявлений определяется по следующим параметрам:
частота и легкость их возникновения;
степень неадекватности той ситуации, в которой они возникают;
фиксируемость на агрессии;
степень напряженности в агрессивных действиях;
форма агрессии (легкая — вербальная, тяжелая — физическая, самоагрессия);
степень осознаваемости агрессивных действий. Если ребенок осознает то, что он делает, это предоставляет больше возможностей для его личностного развития.
Нужно понимать, что при тяжелом типе агрессивности не поможет психологическая коррекция. Необходимо прибегать к медикаментозной терапии.
Агрессивные дети вырастают в семьях, где мало тепла и ласки, где процветают силовые методы воздействия, особенно физические наказания, где нет терпения и заботы, где мало интересуются развитием детей, где не учат уступчивости и терпимости.
НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ
Мы проводили опрос в школе в параллелях с 1-го по 8-й класс на тему, как наказывают детей дома. В среднем из 20-25 детей в классе лишь 2-5 человек отвечали, что их не наказывают. А примерно 15-20 детей сетовали, что их бьют, ругают, используя словесные оскорбления. В понятие «жестокое обращение» входит физическая жестокость (побои), психологическая жестокость, сексуальная жестокость, оставление ребенка без внимания, надзора или заброшенность. В понятие «психологическая жестокость» вмещаются эмоциональное насилие — угроза в адрес ребенка, оскорбления, унижение его достоинства, непринятие, постоянная критика, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту, преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов, вовлечение в алкоголизм и наркоманию. Сюда же относится грубое однократное психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму. Кроме того, в понятие «психологическая жестокость» входит моральная жестокость — отсутствие элементарной заботы о ребенке, недобросовестное выполнение обязанностей по его воспитанию, отсутствие питания, одежды, медицинской помощи, заботы, внимания и любви. Следствием такого обращения с ребенком является появление агрессивности в качестве защитной реакции.
СИТУАЦИЯ 3 Никита, 9 лет. С виду добродушный толстячок с вечной улыбкой на лице. Никто и предположить не может, насколько обманчива его внешность. Стоит только тронуть этого ребенка, нечаянно толкнуть или сказать что-либо для него неприятное, он вихрем налетает на обидчика и молотит его так, что появляется опасение за жизнь жертвы.
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА
Никита растет в семье с отчимом, мама не работает и зависит от своего нового мужа. Поэтому, когда отчим бьет мальчика, мама на защиту не бросается. Нигде не работая, она, впрочем, не особенно много времени уделяет воспитанию сына, не очень тщательно за ним ухаживает. Свободное время, а его немало, уделяет мужу, подругам, хождению по кафе. В такой ситуации мальчик чувствует себя «недолюбленным» и понимает, что им пренебрегают. Часто у него не бывает тетрадей и ручек — «мама сказала, что у нее нет денег» (странно, что на кафе при этом хватает). Вот и растет неудовлетворенный мальчик, который прекрасно понимает, что ему не очень повезло. С какой стати, например, он должен терпеть побои отчима? Свою неудовлетворенность Никита «разряжает» на сверстниках. Совершенно очевидно, и это подтверждается как западными, так и отечественными исследованиями, что в агрессивных семьях растут агрессивные дети. Сколько приходилось наблюдать в школе за поведением детей и констатировать, что они драчливы, вспыльчивы, агрессивны, не стесняются в выражениях, и всегда оказывалось, что в семье их либо строго наказывают, либо мало любят.
«ПОДВОДНЫЕ КАМНИ» НАКАЗАНИЙ
Родители, применяющие физические наказания в качестве средств воспитания, могут быть примером агрессивности. Ребенок начинает думать, что физическая агрессия — хорошее средство воздействия на других, а раз хорошее, прибегать к нему в отношениях со сверстниками. Ребенок, которого наказывают, будет избегать родителей или сопротивляться. Наказание возбуждает и расстраивает детей. Иногда они забывают, за что, собственно, «схлопотали». Часто дети повинуются только до тех пор, пока за ними наблюдают, то есть они скрывают внешние проявления нежелательного поведения, но оно не устраняется. Достоверно чаще физические наказания применяются к мальчикам, поэтому и агрессивных мальчиков на свете больше. Если их агрессивность не корректировать, можно получить печальный результат. Агрессия с годами никуда не исчезнет, а только углубится. По некоторым данным, около 60 процентов выросших агрессивных мальчиков оказались к 24 годам на скамье подсудимых.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАКАЗАНИЯ
Иногда наказание может оказаться действенным средством изменения поведения, при этом необходимо учесть следующее. Наказание должно быть напрямую связано с поведением ребенка и применяться сразу после совершения проступка. Отсроченное наказание недейственно! Немедленное наказание приносит неприятности до того, как нарушитель сможет осознать удовольствие от проступка. Если звучит угроза, но не осуществляется на практике, дети начинают игнорировать родителей. Нельзя один раз наказать за проступок, а в другой раз не обратить внимания на подобное поведение. Будьте последовательны! Предложите альтернативу поведению, за которое ребенок был наказан. Оставьте на короткое время ребенка в одиночестве — это эффективное средство для изменения поведения агрессивного ребенка. Помимо таких деформаций детско-родительских отношений, как применение силовых методов, к провоцирующим факторам можно отнести холодность, враждебность, безразличие матери к ребенку или же терпимое отношение матери к проявлению агрессии ребенком по отношению к сверстникам или членам семьи.
СИТУАЦИЯ 4 Ваня Б. (10 лет) ученик 5-го класса. Растет в полной благополучной интеллигентной семье. Родители спокойные и уравновешенные люди, имеют высшее образование. Ваня постоянно демонстрирует агрессивное поведение. Очень скор на комментарии язвительного характера в адрес одноклассников, непосредственно на уроке. Что до перемен, то тут в ход идут пинки, толчки, щипки. Жертвами становятся не только мальчики, но и девочки. Причем совершаются эти деяния Ваней без всяких причин, как-то походя. Создается впечатление, что ребенок выплескивает излишнюю энергию.
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА В описываемом случае мама Вани достаточно терпимо относится к агрессивным проявлениям сына. Ребенок поздний и единственный в семье, его балуют. На жалобы учителя, психолога мама обычно говорит: «Ну, это ж Ваня! Его хлебом не корми — дай подраться». Даже какая-то гордость слышится в ее голосе. По натуре Ваня холерик просто классический — вспыльчивый, неуравновешенный, абсолютно не умеющий сдерживать свои порывы. «Слепая» любовь, пассивное наблюдение со стороны мамы делают свое дело. Раз нет осуждения, значит, все хорошо — так думает ребенок. Снова мы видим подкрепление нежелательного поведения. С большой вероятностью мальчик превратится в «агрессора», который не будет считаться с чужим мнением и предпочтет решать проблемы силовыми методами.
«БРАТ ТЫ МНЕ ИЛИ НЕ БРАТ? РАД ТЫ МНЕ ИЛИ НЕ РАД?»
Нельзя не упомянуть о большой проблеме отношений между родными братьями и сестрами. Замечено, что дети проявляют больше физической или вербальной агрессии против единственного брата или сестры, чем против чужих детей, с которыми они общаются. В чем причина? Как правило, в семье чаще страдают старшие по возрасту дети. Им не сходит с рук то, что вполне прощается «младшеньким». «Ты уже большой!» — говорят родители. Между тем этому «большому» всего 4 года. Что же чувствует «большой» четырехлетний малыш? Прежде всего, то, что родители к нему несправедливы, а отсюда — обида, ревность и злость, за которыми следует поиск выхода из неустраивающей ситуации — желание отомстить. Младший ребенок, в свою очередь, чувствует, что родители принимают его сторону, и смело «рвется в бой». Месть может выражаться в драке. Но ревность к родителям, чувство несправедливости может иметь последствия куда более страшные.
АГРЕССИЯ В ОТНОШЕНИЯХ СО СВЕРСТНИКАМИ
Общение со сверстниками также дает детям возможность научиться агрессивным реакциям. Шумные игры, толкотня, «дразнилки», пинки могут оказаться сравнительно «безопасным» способом обучения агрессивному поведению. Почему возникает агрессия в отношениях со сверстниками? Часто агрессия выступает как защита. Агрессия может выступать как неадекватное средство для достижения значимой цели. Агрессия способствует психической разрядке. Агрессия способствует удовлетворению блокированной потребности. Агрессия выступает средством удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ
По многолетним наблюдениям установлено, что детская агрессивность трансформируется в агрессивность в зрелые годы.
Вот почему так важно постараться «погасить» агрессивное поведение детей, научить их управлять своими импульсами. Подчеркнем еще раз, что все зависит от семьи. Итоги воспитания «выливаются» в три варианта:
дети остаются весьма агрессивными, и жизнь их ничему не учит;
скрыты внешние проявления, но остается завуалированная агрессия;
дети учатся подавлять агрессию и ведут себя приемлемым в обществе образом.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
1. Не моделируйте агрессию в рамках семьи. Для этого необходимо: отказаться от строгих наказаний — они формируют стойкое агрессивное поведение; реагировать на проявление ребенком агрессии по отношению к вам и сверстникам, причем реагировать разумным образом. Родители, подавляющие агрессию резко, воспитывают в детях сверх агрессивность; разумно подавляющие сумеют воспитать детей, владеющих собой в различных ситуациях; по возможности игнорировать агрессию братьев и сестер. Если не можете, применяйте для ее прекращения эффективные средства, например, удаление ребенка с «поля брани».
2. Никогда не подкрепляйте нежелательное поведение ребенка. Если ребенок хнычет и что-то просит, а родители в конце концов сдаются, и удовлетворяют его прихоти, он делает вывод: можно все получить, стоит только покапризничать. Таким образом, неприемлемое поведение получает подкрепление.
3. Осмысливайте каждую конкретную ситуацию, какую функцию в ней несет агрессия, какова динамика и пропорции среди других проявлений активности ребенка.
Если ребенок прибегает к аутоагрессии, например, сильно бьется головой об стену или стол и голосит, попробуйте «голосить» вместе с ним, приговаривая: «Ой, какая беда-а-а». Он успокоится, будьте уверены. Если ребенок проявляет агрессию к объектам: уберите из его поля зрения объекты пристрастия, переключите на другие; уберите провоцирующие раздражители; побольше прикасайтесь к ребенку — тактильный контакт снимает напряжение. Если ребенок в игре давит машинкой другие игрушки, сбивает их, совершает разрушительные действия: не подкрепляйте этих действий, лучше постарайтесь переключить его на успокаивающие занятия, такие, как рисование, лепка, почитайте ему. Если ребенок кидает со злостью предметы: превратите это в игру — «салют», «дождик». Если он размазывает краски: переведите это в рисование моря или океана. Если он рвет бумагу: пусть это будет «снег», «полет бабочек». Таким образом вы сформируете новую доминанту — положительную.
4. При агрессии по отношению к взрослым не фиксируйте внимания на действиях ребенка, а лучше наладьте благожелательный климат, словесный контакт, объясните ему эмоциональное содержание ситуации.
5. В отношении старших детей помните: избавиться от агрессии можно с помощью самопознания. Если мы говорим, что очень многое зависит от характера, значит, нужно сосредоточиться на воспитании хорошего характера. Добиваться, чтобы ребенок был терпимым к людям, учить его добру и эмпатии — чувству сопереживания и сострадания ко всем, с кем он находится рядом.
style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-6667286237319125"
data-ad-slot="5736897066">
Комментариев нет:
Отправить комментарий