Виниловые пластинки. Электроника на виниле и многое другое
Выпускает ли сейчас "Мелодия" виниловые пластинки?
В настоящее время в интернете можно встретить информацию о том, что спустя много лет фирма «Мелодия» начала выпускать музыку на виниле. Но, к сожалению, это не совсем так. Как известно из истории – «Мелодия» - старейшая фирма звукозаписи, основанная в СССР в 1964 году. Предприятие обеспечивало полный цикл от записи звука до последующей передачи его потребителю.
Под предприятием понимается сеть подразделений, в которых осуществлялась звукозапись, производство виниловых пластинок, а также их распространение, или, как сейчас модно говорить, – маркетинговые мероприятия.
Но и это не все – какое-то время на заводе был освоен выпуск аудио-кассет. Что касается винила, то «Мелодия» занималась его выпуском не только для рынка СССР, но и для экспорта. Причем рынок экспорта составлял порядка сотни стран. А уже в России, в начале 90-х годов, «Мелодия», к сожалению, перестала производить музыку на виниле. Также в новостных порталах ходит информация о том, что бывший генеральный директор фирмы заключил договор со всемирно известной компанией BMG, суть которого в передаче прав на все мастер-записи «Мелодии» и их распространение. Структура российской фирмы была перестроена, часть предприятий прекратила свое существование. Что именно произошло, каким образом предприятия закрывались и на каких условиях, об этом, конечно, история умалчивает.
Тем не менее, сейчас в сети можно найти статьи о том, что «Мелодия» спустя более двух десятков лет, начала производить виниловые пластинки. Так как заводов по производству музыки на виниле в России не существует в настоящее время, то штамповка осуществляется в других странах, в Европе. Поэтому, наверное, не совсем правильно говорить, что «Мелодия» занялась выпуском виниловых пластинок, если производство осуществляется 100% за пределами России на заводах других стран с получением прибыли при изготовлении другими странами. «Мелодия» здесь выступает скорее как посредник.
БИТЛЗ в СССР. Все диски фирмы Мелодия.
Распространено мнение о том, что музыка Битлз была официально запрещена в СССР. Это не так. Запрещена она не была никогда. Она не была официально разрешена. Это разные вещи. Фирма "Мелодия" единственный пластиночный гигант-монополист в стране до 1986 года не выпускал альбомов "Битлз". И диски появлялись только на черном рынке.
И здесь небольшая неточность. Песни Битлз издавались фирмой "Мелодия". В СССР вышло ПЯТЬ миньонов. Причем не легально, не законно, по-пиратски. Да, да! Фирма "Мелодия" нарушала права и фирмы EMI (фирма выпускавшая пластинки Beatles) и Пола, Джорджа, Джона и Ринго, как авторов песен. А ведь в 1973 году фирма "Мелодия" и наша страна присоединилась к Женевской всемирной конвенции об авторском праве.
Впервые Битлз на пластинке появились в 1967 году. На восьмом по счету сборнике "Музыкальный калейдоскоп", на стороне один последней песней значится, песня "Девушка" (музыка и слова народные) исполняет квартет "Битлс". Много душещипательных историй мы слышали, что после того, как мальчишки СССР впервые услышав песню на этой пластинке ринулись выпиливать гитары лобзиком, учится на них играть и создавать первые рок-группы в союзе.
Хотя, пресса была прогрессивней, еще в 1964 году в журнале "Крокодил" вышла первая заметка о "Жуках-ударниках", в "Комсомолке" напечатана большая статья "Битлз и кампания", а Никтита Богословский написал обидную статью в "Литературной газете" "А теперь о "Жуках"". Ругать Битлз в прессе перестали к 1968-му году, к этому году пластинка с песней "Girl" уже вышла в народ. А журнал "Ровесник" стал постоянно печатать статьи и о Битлз и о каждом члене группы по отдельности.
Но возвращаемся к пластинкам. В начале 1974 года выходит миньон с песнями "Across the universe", "I, me, mine", "Let it be". На обложке пока еще постеснялись написать даже корявое "Битлс".
Пластинка появилась в виде гибкой (flexi-так называют на западе такие диски) пластинки и только в 1982 году произошло переиздание на виниловом миньоне и уже с упоминанием (по-русски, правда) названия группы.
Год получился урожайным. Советские слушатели смогли (если успеют, конечно) купить в магазинах еще один миньбон с песнями "Cant by me love", "Maxwell`s silver hammer", "Lady Madonna" и "I should have know better". Опять нет названия группы.
Эти пластинки, так же переиздавались в течении 70-х и в начале 80-х.
Еще один миньон на котором мы не видим названия группы (все это издания 1974 года). "With a little help from my friend", ""Panny Lane", ""When I`m 64", ""Lovely Rita"
В 1975 году выходит следующий миньон, так же без упоминания группы. "Here comes the sun", "Because" и поппури из песен альбома "Abbey Road".
Далее мы обнаруживаем пластинку с песнями из альбома "Abbey Road" и тут мы видим, что исполнители то - БИТЛЗ. Песни "Come together", "Octopus`s garden", "Something".
В 1972 году (то есть за два года до миньонов Битлз) в журнале "Кругозор", в номере 10 на гибкой пластинке выходят песни "Мы одиноки" ("Man we was lonely") и "Верните Ирландию ирландцам!" ("Give Ireland To The Irish"). Почитайте статью (правая кнопка "мышки"-открыть изображение), автор в статье избегает название "Битлз".
В 1973 году на сборнике "Мир песен" вышла песня Маккартни "Джанк" ("Junk"). Эта же песня вышла на гибкой пластинке "Эстрада планеты".
В апреле 1974 года в журнале "Кругозор появляется статья и две песни Джона Леннона, опубликованные так же. на гибкой пластинке. "Ирландское счастье" ("Luck Of The Irish") и "Нью-Йорк" ("New York"). И вновь в статье мы не видим названия "Битлз".
В том же 1974 году вышла гибкая пластинка Джона Леннона с песнями "Ревнивый парень" ("Jealous guy"), "Боль в сердце" ("Crippled Inside") и "О, моя любовь" ("Oh my love").
Еще одна песня Битлз ("С днем рождения", "Birthday") вышла в 1974 году на сборнике "Вокально Инструментальные Ансамбли мира".
И впервые на миньоне (гибкий и виниловый) издаются песни Пола Маккартни. 1974 год. "Сердце деревни" ("Heart of the country") и "В пути" ("Ram on").
В 1977 году для "битломанов" фирма "Мелодия" делает шикарный по тем временам подарок. Издает два главных сольных альбома участников уже давно распавшейся группы Битлз. Альбом "Imagine" Джона Леннона и "Band on the run" Пола Маккартни. Обложки альбома Леннона отличались. Все песни в альбоме совпадают с оригинальным изданием 1971 года.
+ Переиздание 1988 года. Альбом Пола Маккартни не переиздавался и тираж не допечатывался!
Альбом Пола Маккартни по своему составу отличался от оригинала. На альбоме "Band on the run" 1977 года в версии фирмы "Мелодия" первая песня "Band on the run", почему то была заменена на хит Wings "Silly love song" 1976 года. Далее, все песни шли по порядку. Обложка отличается от оригинальной, изданной фирмой EMI в 1973 году.
К альбомам так же издавались синглы-миньоны.
Альбомы Джорджа Харрисона и Ринго Старра никогда не издавались в СССР, правда в журнале "Кругозор" на гибких пластинках появлялись их песни. Первым появился Джордж Харрисон в "плодовитом" на издания 1974 году. В номере 12, на пластинке появляются три песни Харрисона "Мой повелитель" ("My sweet lord"), "Ожидание" ("Awaiting On You All"), "Бангладеш" ("Bangla Desh").
В 1975, в июльском выпуске, появляются песни "Six O`clock" и "Oh My My". В журнале они даже не обозначены в русском переводе.
В 1976 году "Кругозор" вновь публикует песни Маккартни. "Ты ответил мне" ("You gave me the answer") и "Госпожа Вандербильд" ("Mrs. Vanderbilt"), название "Битлз" видимо разрешено.
В 1978 году в октябрьском номере "Кругозора" вновь появляется гибкая пластиночка Пола Маккартни с песнями "Мыс Кинтайр" ("Mull of Kintyre") и "Маленькая радость" ("With a little lluck").
Был еще один журнал с гибкими пластинками, но менее распространенный. "Клуб и художественная самодеятельность" в июльском номере 13 в 1980 году опубликовал песни "Она покидает дом" и "С помощью моих друзей" ("She`s leaving home", "With a little help from my friends").
Через год в этом же журнале (номер 13, июль, 1981 год) выходит пластинка с песнями Джона Леннона "Герой рабочего класса" ("Working class hero") и "Изоляция" ("Isolation").
1984 год, в "Кругозоре" снова Пол Маккартни. "Черное дерево и слоновая кость" и Трубы мира" ("Ebony & Ivory", "Pipes of peace").
Наконец, в 1986 году фирма "Мелодия" покупает лицензию у EMI и издает альбом 1964 года "A Hard Days Night" (почему то без песни "When I Get Home") и сборник песен "Вкус меда" составленный из песен альбомов "Please, please me", "With the Beatles", "Beatles for sale". Так же на сборнике "Место встреча дискотека-2" выходит поппури из песен "Ain`t she sweet", "Any time it all", "A hard day`s night", "I`m happy just to dance with you", Things we said today". В программе "Утренняя почта" показывают "Love me do", 50-летие которой мы с вами празднуем.
В 1988 году появляется диск Пола специально изданный только в СССР (для остального мира он стал доступен в 1991 году) "Снова в СССР", а в 1990 "Мелодия" издает альбом 1989 года "Flowers in the Dirt".
В 1989 году фирма "Мелодия" даже наградила Пола золотым диском за проданные 400 000 экземпляров диска "Снова в СССР". Об этом было сказано в журнале-каталоге фирмы "Мелодия".
Такова дискография группы Битлз в нашей стране до 1991 года. А на гастролях в СССР Битлз не были!
Серия пластинок «Архив популярной музыки» фирмы «Мелодия»
Архив популярной музыки — серия пластинок, выпущенных фирмой грамзаписи «Мелодия» в 1988—1989 годах. Каждый диск представлял собой сборник песен одного из наиболее известных представителей англо-американской поп - и рок-музыки 1950х—1970х годов.
История существования серии
Данная серия начала своё существование с выпуска в 1987 г. менее известной серии «Рок-архив», состоявшей всего из трёх пластинок, которые позже были переизданы как выпуски «Архива популярной музыки» № 8, № 9 и № 7.
Идентичными были не только списки песен на этих параллельных выпусках и тексты сопроводительных статей к ним, но и каталожные индексы пластинок; единственное отличие заключалось в оформлении конвертов серий (художником в обоих случаях выступал А. Гусев). Отличались серии и ценой: пластинки «Рок-архива» стоили 2 рубля 50 копеек, т. е. как пластинки советских исполнителей; пластинки «Архива популярной музыки» продавались по цене с надбавкой за зарубежную лицензию — 3 рубля 50 копеек (обоснованность такого ценообразования сомнительна, см. ниже Вопрос авторского права). По классификации фирмы «Мелодия», обозначенной в каталожных индексах пластинок (С60… или М60…), обе серии относились к жанру «эстрада».
Составитель выпусков и автор сопроводительных статей к ним Андрей Гаврилов в интервью газете «Румба» поделился следующими подробностями о выборе названия серии:
«Когда я предложил «Мелодии» эту серию, я думал, что она будет называться «Поп-архив». Именно «поп», а не «рок», потому что я хотел включить в неё и блюз, и ритм-энд-блюз, и кантри, и соул, — словом, всё то, что в Америке называется популярной музыкой. Конечно же, и собственно рок… Однако после многочасовых споров на студии я всё же согласился на «Рок-архив», ибо, на мой взгляд, не в названии дело, пусть называют, как им подсказывает «текущий момент». Главное — содержание пластинок. …Первые три пластинки вышли в свет именно под маркой «Рок-архива»… И вдруг… по непонятным до сих пор для меня причинам было решено изменить название серии и повысить цену на пластинки».
Тираж выпусков «Рок-архива» был намного меньше тиража «Архива популярной музыки», в связи с чем пластинки «Рок-архива» оказались практически недоступны массовому покупателю.
Хотя имя Андрея Гаврилова как автора-составителя указано на каждой пластинке, иногда в качестве автора серии ошибочно называют других людей, связанных с данным направлением в музыке — Дмитрия Ухова (в 1980-е годы он также писал аннотации к пластинкам западных рок-музыкантов, состоя в Художественном совете «Мелодии»), Артемия Троицкого, и др.
Первый выпуск из серии «Архив популярной музыки». Издание составлено из композиций группы, выходивших на альбомах «The Doors» (1967), «Morrison Hotel» (1970) и «L. A. Woman» (1971)
В рамках «Архива Популярной Музыки» вышло всего двенадцать выпусков, но статья, сопровождавшая последний из них, позволяет предположить, что в планы издателей входило продолжение серии («В дальнейшем вы сможете познакомиться…»). Это же подтверждает Андрей Гаврилов в интервью 1989 г.:
«Готовы три диска Элвиса Пресли… Готовы три диска дуэта Саймона и Гарфанкеля… Подписаны к выпуску первая пластинка Джоан Баэз, четвёртая — «Роллинг Стоунз». Сейчас идёт работа над дисками Дженис Джоплин, Сэма Кука, Джими Хендрикса, «Дип Пёрпл», «Лед Зеппелин», «Энималз», Боба Дилана, Донована, «Трефик».
Однако, новых выпусков серии не последовало, хотя тиражи первых двенадцати выпусков допечатывались «Мелодией» и в начале 1990-х годов.
Второй выпуск из серии «Архив популярной музыки»
Вопрос авторского права
Существуют противоречивые точки зрения на соблюдение студией «Мелодия» авторских прав при выпуске данной серии. Судя по информации на конвертах и лейблах, лицензии на выпуск музыкального материала не приобретались: на пластинках отсутствовали какие-либо упоминания о правообладателях, при этом некоторые из выпусков сопровождались следующим комментарием о происхождении материала: При составлении пластинки были использованы записи из коллекций (далее идёт перечень фамилий — например, А. Белявцева и М. Гулина), которым Студия выражает благодарность.
Третий выпуск из серии «Архив популярной музыки». В основу издания положены композиции с двух студийных альбомов группы: «Cosmo's Factory» и «Willy and the Poorboys»
В связи с этим, с точки зрения международного авторского права, серию следует относить к «пиратским» изданиям. Иногда серию относят к «бутлегам», но поскольку на пластинках-сборниках издавался материал, выпущенный официально до выхода серии и с сохранением авторских прав, такая классификация может быть неправомерной.
Согласно другой точке зрения, в виду того факта, что СССР подписал Женевскую конвенцию по авторскому праву только в 1973 г. (и то лишь частично), «Мелодии», действовавшей в Советском правовом пространстве, формально не требовалось платить за издание материала, записанного до этого временно́го «рубежа».
Четвёртый выпуск из серии «Архив популярной музыки». В основу издания положены композиции группы, выходившие в 1964 и 1965 гг. на синглах и долгоиграющих альбомах
Значение серии для меломанов в СССР
В СССР доступность записей в жанре «рок» была очень ограниченной: «Мелодия», фирма-монополист, выпускала такой материал как правило в сборниках, среди образцов музыки, мало похожих по характеру и стилю, иногда искажая информацию о названиях или авторстве материала. Тираж этих пластинок чаще всего не был в состоянии удовлетворить спрос на них.
Пятый выпуск из серии «Архив популярной музыки». В основу издания положены композиции группы, выходившие в 1965 и 1966 гг. на синглах и долгоиграющих альбомах. Сборник назван по песне «Леди Джейн», в свою очередь получившей имя от детской повести «Леди Джейн» или «Голубая цапля» Цецилии Джемисон
Массовое распространение рок-музыки осуществлялось подпольным копированием с пластинок, которые в частном порядке привозились с Запада. Музыка переписывалась у знакомых магнитофонным способом, и до большинства слушателей доходила далеко не первая магнитофонная копия. После многократного переписывания качество получаемых записей неизбежно страдало.
Шестой выпуск из серии «Архив популярной музыки». В основу издания положены композиции группы, выходившие на альбомах «Led Zeppelin III» (1970) и «Led Zeppelin IV»(1971)
На этом фоне серия «Архив популярной музыки» отличалась сравнительно высоким «виниловым» качеством записи (хотя и вызвавшим нарекания со стороны филофонистов, у которых имелись «фирменные» пластинки), и была выпущена достаточно большим тиражом, в связи с чем изданная музыка оказалась доступна массовому покупателю легально и в основном по официальным ценам.
Седьмой выпуск из серии «Архив популярной музыки». В основу издания положены композиции с трёх студийных альбомов музыканта: «Madman Across the Water»(композиции 1, 2, 3, 5), «Honky Château» (6, 7) и «Don't Shoot Me I'm Only the Piano Player» (4, 8)
Кроме того, каждая пластинка серии сопровождалась подробной статьёй о творческой истории представленных в данном выпуске музыкантов. Журналы и книги с информацией о рок-музыкантах, ввезённые из-за рубежа или напечатанные способом самиздата, также представляли в СССР редкость, поэтому информация с конвертов данной серии оказались для многих меломанов своеобразным введением в историю рок-музыки.
Восьмой выпуск из серии «Архив популярной музыки». В основу издания положены композиции группы, выходившие на сингле «Black Night» (1969) и альбомах «In Rock»(1970), «Fireball» (1971) и «Machine Head» (1972). На пластинке указаны не вполне точные годы записи материала (1970–1972 гг.)
Девятый выпуск из серии «Архив популярной музыки». В основу издания положены композиции с трёх студийных альбомов музыканта: «Elton John» (1, 6), «Tumbleweed Connection» (2–5, 8, 9) и «Madman Across the Water» (композиции 7, 10)
Десятый выпуск из серии «Архив популярной музыки». В основу издания положены композиции исполнителя, выходившие на альбомах «Space Oddity» (1969), «The Man Who Sold the World» (1970) и «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars» (1972)
Одинадцатый выпуск из серии «Архив популярной музыки»
Двенадцатый, заключительный выпуск из серии «Архив популярной музыки». В основу издания положены композиции группы, вышедшие в 1967 г. на долгоиграющих альбомах «Between The Buttons» и «Their Satanic Majesties Request»
Ностальгия. 10 лучших пластинок фирмы "Мелодия"
1. Paul McCartney "Band On The Run" - знаменитый винил 70-х с выброшенной заглавной песней, замененной на Silly Love Songs.
2. Paul McCartney "CHOBA B CCCP" - спасибо мелодийным функционерам, поддержавшим и реализовавшим идею Макки!
3. Doors, серия "Архив популярной музыки". Спасибо за знакомство с группой! Также спасибо, что Дорз выпустили под номером 1 в этой серии!
4. Аквариум - "белый" сборник с аннотацией Вознесенского. Советскому року открыли дорогу!
5. Машина Времени - название диска не помню, но машинисты там перепели свою классику. И на обложке джинса Макара с приколотым значком "Я люблю Битлз"!
6. Greenpeace - по праву, достойный проект с надлежащей раскруткой. Лучшее мелодийное издание.
7. Лед Зеппелин. "Архив популярной музыки"
8. Дип Перпл. "Архив популярной музыки"
9. Роллинг Стоунз - Lady Jane. "Архив популярной музыки"
10.Элтон Джон "The Single Man"
Просьба - "Демократов" и "Антроп" не указывать
style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-6667286237319125"
data-ad-slot="5736897066">
Комментариев нет:
Отправить комментарий